Схема фонокорректора на нувисторах

Винил корректор — обязательная составляющая любого проигрывателя виниловых дисков. От его качества напрямую зависит качество воспроизведения. Рассмотрим сегодня зарекомендовавшие себя и многократно опробованные схемы, по которым можно собрать винил корректор.

Я уже рассказывал что такое RIAA коррекция и для чего она нужна. Сегодня же рассмотрим пару схем винил корректора на ОУ. Обе схемы собирались и проверялись лично, и прекрасно работают уже более 5 лет.

Винил корректор, схема из даташита на TDA2320A

Схема позаимствована из даташита на микросхему TDA2320A. По сути это просто сдвоенный операционный усилитель который может быть заменен на любой другой сдвоенный операционный усилитель без изменения схемы .

Работа при однополярном напряжение питания обеспечивается подачей на неинвертирующие входы (3 и 5) половинного напряжения питания посредством применения делителей напряжения R1-R2-R5 и R3-R4-R6.

Емкости С1,С2 и С14,С15 на входах и выходах каждого канала нужны для отсечения постоянного напряжения. Конденсатор С13 в 0.1 мкФ, необходимый для фильтрации ВЧ помех по питанию, желательно расположить как можно ближе к ножке микросхемы, параллельно ему можно включить конденсатор емкостью 10-100мкФ

Чем интересна сама TDA 2320A

Фишкой данной микросхемы является то, что она является усилителем класса А. Это означает, что обе полу-волны сигнала усиливаются одним каскадом . В случае же класса B положительные и отрицательные полу-волны усиливаются разными каскадами внутри микросхемы.

Усилитель класса А гарантирует меньшее количество нелинейных искажений. Данная микросхема может работать как при однополярном напряжении питания от 3 до 36 вольт так и при двуполярном от +-1.5 до +-18 вольт соответственно. Распиновка микросхемы стандартная для операционных усилителей:

Данная микросхема разработана специально для использования в звуковых цепях, а возможность работы при таком низком напряжении питания в 3 вольта, позволяет использовать ее для портативных устройств, например для кассетного плеера. В даташите приведены примеры и других схем фильтров и корректоров.

Винил корректор с двухполярным питанием

Следующая схема была найдена в книге “”Искусство схемотехники”- П.Хоровиц, У.Хилл (стр. 167). На схеме изображен один канал винил корректора:

По сути эта та же самая схема. Но теперь уже используется двухполярное питание, а так же иначе рассчитаны номиналы частотозадающих цепей. Использование двухполярного питания позволяет отказаться как от применения делителей для формирования половинного напряжения питания, так и от выходного конденсатора. Входной конденсатор следует оставить для отсечениея возможного постоянного напряжения предыдущего каскада, а так же как элемент входной RC цепи.

Читайте также:  Металлическое клеймо для дерева

В данной схеме, как и в предыдущей следует установить емкости по питанию 10-100 мкФ и 0.1 мкФ максимально близко к ножкам питания ОУ . Заземленный конденсатор в 47 мкФ уменьшает коэффициент усиления по постоянному току до единицы.

График представляет из себя частотную характеристику усилителя воспроизведения, построенную относительно значения коэффициента усиления 0 дБ при частоте 1кГц.

В качестве операционных усилителей могут быть применены и TL062, TL072, но лучше отдать предпочтение TDA2320, L4558, LM833 и другим ОУ, предназначенным для звуковых цепей, либо обладающими высоким входным сопротивление (>1МОм), низким уровнем шумов и высокой скоростью нарастания сигнала.

Вместо заключения

Какой вариант и на каких операционных усилителях собирать винил корректор — решать вам. Я лично предпочитаю схему на ОУ с двухполярным питанием, ввиду отсутствия лишних элементов, однако схема с однополярным питанием справляется со своей задачей ни чуть не хуже, а применение качественных операционных усилителей и компонентов позволит добиться значительного прироста в качестве звука.

Случайно в мои руки попал проигрыватель пластинок «Арктур-006-стерео». Поэтому появилась острая нужда в фонокорректоре. На просторах Интернета наткнулся на схему А. Бокарёва, по которой и решил сделать столь необходимый девайс.
Сзади у проигрывателя есть два выходных разъёма (СГ-5/DIN): один со встроенного фонокорректора (500мВ), второй в обход, для подключения к внешнему (5мВ). При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.

Характеристики встроенного корректора мне не понравились, а при включении выяснилось, что он неисправен — я услышал в динамиках только гул 50 Гц. Желания его восстанавливать не возникло, отключил плату встроенного корректора совсем.
Буду слушать свой вариант.

Содержание / Contents

↑ Схема винил-корректора

Важное примечание от автора схемы А. Бокарёва
В оригинале C5 = 4 µF и R6 = 2 кОм, постоянная Т4 = 8 миллисекунд, срез ниже 30 Герц. При указанных номиналах срез задран на уровне 100 Гц, басов нет.

Питание схемы выполнено по предельно простой схеме: двуполярный однополупериодный выпрямитель с параметрической стабилизацией на стабилитронах 2C175А, их по два последовательно на плечо ставим. Шикарные стабы, разброс мизерный, неполярные.

В выпрямителе работают диоды Шоттки 1N5819 или 1N5822, неважно. задача получить Вольт 25-27 на входе стабилизатора.

Пробовал запитать схему в наглую, без стабилизаторов вовсе, подал 12 Вольт переменки, получил два по 16 Вольт , схема не заметила такого хамства и играла как и прежде.

Сразу совет: первичку сетевого трансформатора обязательно шунтируйте ёмкостью 1 мкф 600в, иначе при выключении иногда возникают жуткие щелчки.

Читайте также:  Пароизоляция изоспан как правильно укладывать

Печатная плата корректора изготовлена на основе чертежа М. Васильева. Я добавил отверстия для конденсаторов разных размеров и скорректировал ПП под свои детали.
Плату блока питания разрабатывал я сам.

Главной задачей для меня стало изготовление блока питания. Схеме необходимо двуполярное напряжение ±15 Вольт. В заначке нашёл только трансформатор с одной вторичкой на 15 Вольт в виде внешнего БП.

На моё удивление всё заработало с первого включения! Без «спецэффектов» и фона. Прослушивание музыки тоже порадовало: звук чистый, прозрачный и воздушный.

↑ Корпус

Боковины сделал из фанеры и покрыл их морилкой. Основание к боковинам прикрутил при помощи деревянного штапика.


↑ Выводы

Устройство до публикации статьи я отслушал ок. 2 месяцев, заметных недостатков я не выявил. Как уже писал выше: звук чистый, прозрачный и воздушный.
На мой вкус немного маловато низких частот. Но это из-за того, что я поставил конденсатор C5 на 1 мкФ вместо 2.2 мкФ. К сожалению, пока не нашёл хороших конденсаторов подходящей ёмкости.

В общем, если вам нужен неплохой бюджетный фонокорректор, который собирается за один вечер из доступных деталей, то этот проект вам отлично подходит!

↑ Файлы

Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.
Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.


Спасибо за внимание!
Игорь Котов, учредитель журнала «Датагор»

Здравствуй, читатель! Меня зовут Игорь, мне 45, я сибиряк и заядлый электронщик-любитель. Я придумал, создал и содержу этот замечательный сайт с 2006 года.
Уже более 10 лет наш журнал существует только на мои средства.


Спасибо за внимание!
Игорь Котов, учредитель журнала «Датагор»

При записи грампластинок частотную характеристику сигнала корректируют в расчёте на считывание пьезоэлектрическим звукоснимателем, подключённым непосредственно ко входу усилителя. Если же звукосниматель электромагнитный, сигнал с него нужно усилить, а частотную характеристику – вернуть в исходное состояние. Для этого и нужен фонокорректор.

Конечно, он может быть встроен в проигрыватель, который в этом случае просто подключается к усилителю кабелем, как если бы звукосниматель в нём был пьезоэлектрическим. Но в более серьёзных аудиосистемах фонокорректор – отдельное устройство со своими корпусом, блоком питания. Штука не из дешёвых, поэтому самодельные фонокорректоры – не редкость даже у тех слушателей, которые предпочитают готовые проигрыватели и усилители. К ним относится и автор Instructables под ником Zoran.Velinov. Живёт он в Македонии, а конструкцию изготовил для знакомого продюсера и ди-джея под ником Mihail P .

Читайте также:  Расценки на печные работы

Устройство очень минималистично, на его передней панели находятся два входных тюльпана, выключатель для отделения общего провода от заземления и выходной трёхконтактный джек:

Сверху – зажим для заземления:

На боковой стенке (увидите её позже) – разъём и выключатель питания.

Внутри тоже всё довольно просто. Двуполярный блок питания:

И собственно фонокорректор:

Блок питания вырабатывает напряжения +12 В и -12 В, что попадает в диапазон напряжений питания ОУ TL074. Стабилизаторы – линейные, поэтому трансформатор выбран таким, чтобы напряжение после выпрямления и фильтрации составляло 15 В по обоим каналам.

Микросхема TL074 – это сразу четыре ОУ в одном корпусе. По два на стереоканал. В каждом из них первый усиливает сигнал в 22 раза, второй – в 4,5. Всё вместе усиливает в 99 раз, мастер округилил это число до 100 и считает, что в децибелах получается 40, проверять расчёт не буду, так поверю. Такого усиления достаточно для голов как с подвижными магнитами, так и с подвижными обмотками. Резисторы и конденсаторы вокруг ОУ осуществляют необходимую коррекцию.

Платы Zoran.Velinov сделал ЛУТом так: печать на глянцевой бумаге, перенос на нагретую фольгу прокатыванием сверху трубой из нержавеющей стали, травление составом из 12% перекиси и 15-20% соляной кислоты, остальное вода.


Платы после сборки:


Почему-то мастер решил впаять в платы клеммники лишь на время проверки, а затем выпаять их и впаять все провода непосредственно в платы. Дело вкуса.

Мастер разбирает компьютерный БП:

Переворачивает разъём питания:

Клеит на корпус наклейки:


Помещает внутрь свои платы (изолирующая прокладка между корпусом и печатными проводниками обязательна), соединяет их по питанию, подключает кабели входов:

И кабели выходов:

Соединяет разъём питания через выключатель с платой БП (ОСТОРОЖНО! И предохранитель бы сюда ещё добавить):

Подключает входные тюльпаны:

Выключатель разделения общего провода и заземления:

С обратной стороны:

Подключает выходной трёхконтактный джек:

Изолирует его с обратной стороны так:

А с лицевой – так:

Ну, теперь всё можно соединить и слушать:


Если вас заинтересовал этот фонокорректор, скачайте все необходимые для его изготовления файлы в одном архиве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *